АНИМЭЙТ v.3.7

Гармонизация гаммы

Подбор аккордов к песне на слух – часто встречающаяся проблема у начинающих музыкантов. Большинство из них слышат басовую ноту, а другие надстройки – нет. Для того, чтобы «высчитать» остальные ступени аккордов, нужно знать, как гармонизируется гамма. Это знание пригодится также тем, кто пишет собственную музыку, без него невозможно создать качественную аранжировку. Импровизация – один из самых важных навыков, овладение которым возможно только в том случае, если музыкант знает, какие гаммы можно использовать для обыгрывания аккордовых последовательностей.

 

Для того, чтобы определить, какие аккорды можно использовать в той или иной тональности, нужно гармонизировать гамму, то есть построить аккорды от каждой ее ступени. Возьмём для примера гамму соль-мажор, последовательность нот в которой – G, A, B, C, D, E, F#.

 

Первая ступень – нота соль (G). Добавляем к ней две терции и получаем трезвучие G/B/D, первая терция в котором – большая, а вторая – малая. Таким образом получаем аккорд соль-мажор.

 

Вторая ступень – A. Добавляя к ней C и E, получаем ля-минор.

 

Третья ступень – B. Терции, добавленные к ней будут, соответственно, малой и большой, и выйдет си-минорное трезвучие.

 

Четвёртая ступень – С. Гармонизируя ее, получаем C/E/G – до-мажор.

 

Пятая ступень – D. Снова получается мажорное трезвучие, состоящее из нот D/F#/A.

 

Шестая ступень – E. Добавляя Gи B, получим ми-минор – аккорд, параллельный соль-мажору.

 

Седьмая ступень – F#. Здесь дело обстоит немного иначе, чем в предыдущих случаях, поскольку обе терции получаются малыми и пятая ступень аккорда оказывается пониженной.

 

Таким образом получаются семь аккордов, которые можно использовать в пределах тональности соль-мажор: G, Am, Bm, C, D, Em, F#dim, три мажорных, три минорных и один уменьшенный.

 

Если продолжить гармонизацию и добавить к каждому трезвучию еще одну ступень, получаем септаккорды: Gmaj7, Am7, Bm7, Cmaj7, D7, Em7, F#m7b5. Теперь становится видно, что один из трёх мажорных аккордов – это доминантсептаккорд. Аккорды, употребляемые в других тональностях, можно построить при помощи транспонирования. Для большей наглядности можно записать их в виде цифрованного баса:

 

Imaj7

 

IIm7

 

IIIm7

 

IVmaj7

 

V7

 

VIm7

 

VIIm7b5

 

Иногда аккордовая последовательность не содержит первой ступени, и становится затруднительно понять, какой гаммой ее обыгрывать. Для примера попробуем разобраться с последовательностью Dm7 - G7. Мы знаем, что доминантовый аккорд всегда стоит на пятой ступени гаммы, тогда первая ступень – это C, следовательно, обыгрывать эту последовательность можно нотами до-мажорной гаммы.

 

Другой пример: Dm7 – D#maj7. Такая последовательность строится только на третьей и четвёртой ступенях, а первая ступень – это си-бемоль.

 

Звоните по номеру:

8 (4832) 717-050

Следите за нами в соц сетях: